Ситуационная помощь
Льготы и гарантии для лиц с ограниченными возможностями
развернутьЛЬГОТЫ И ГАРАНТИИ ДЛЯ ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Основные направления государственной политики для лиц с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидов, в сфере образования определены Кодексом Республики Беларусь об образовании.
Лица с особенностями психофизического развития, в том числе инвалиды, имеют права, общие со всеми обучающимися.
Дополнительно Кодексом Республики Беларусь об образовании закреплены их права на создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей психофизического развития (статья 15 Кодекса).
Лицам с особенностями психофизического развития при получении общего среднего образования оказывается коррекционно-педагогическая помощь и создаются специальные условия для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития.
В стране функционирует сеть разнообразных учреждений специального образования, а также учреждения дошкольного и общего среднего образования, в которых организовано интегрированное обучение и воспитание. Вариативность системы специального образования способствует более полной реализации права родителей на выбор формы организации специального образования и позволяет обеспечивать максимальный охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью всех выявленных детей с ОПФР.
Дети с особенностями психофизического развития, в том числе дети с инвалидностью, имеют права, общие со всеми обучающимися. Дополнительно Кодексом Республики Беларусь об образовании закреплены их права на создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей психофизического развития (статья 15 Кодекса).
Закреплены права на:
создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование, проводимое в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
бесплатную коррекцию физических и (или) психических нарушений в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования;
бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования регулярного городского сообщения; бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями; бесплатное проживание и питание в учреждениях специального образования.
Бесплатным питанием обеспечиваются также дети-инвалиды, дети с ОПФР, обучающиеся в специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания на период обучения.
Абитуриентам из числа лиц с инвалидностью, лиц с особенностями психофизического развития предоставлены дополнительные возможности в ходе приема в УПТО, УССО, УВО (при отсутствии медицинских противопоказаний для получения образования по избранной специальности).
В процессе обучения в учреждениях образования лица с инвалидностью пользуются такими льготами, как первоочередное обеспечение местом в общежитии, предоставление места в общежитии бесплатно для детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов I и II группы.
Выпускникам учреждений образования, обучавшимся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в дневной форме получения образования, в том числе инвалидам, обеспечивается предоставление первого рабочего места по окончании обучения, за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания к работе по полученной специальности.
Педагоги учреждения образования придерживаются следующих правил:
Каждый имеет право на образование.
Все дети могут учиться.
Каждый может столкнуться с трудностями в обучении в определенных областях или в определенное время.
Каждый нуждается в помощи в процессе обучения.
Школа, учитель, семья и общество несут основную ответственность за содействие в обучении детей.
Различия естественны, ценны и обогащают общество.
Укрепление и сохранение физического, психического и нравственного здоровья учащихся
Работа всех специалистов (учителя-дефектолога, классного руководителя, учителя-предметника, педагога-психолога и др.) направлена на укрепление и сохранение физического, психического и нравственного здоровья учащихся.
Для этого:
- создана адаптивная образовательная среда с учетом зоны актуального и ближайшего развития детей с особенностями психофизического развития;
- реализуется принцип «здоровьесберегающего общения» педагогов, детей и родителей, основанный на уважении личности каждого участника образовательного процесса;
- физическая среда и весь обучающий процесс приспосабливается к нуждам каждого ребенка;
- весь персонал имеет соответствующую подготовку и использует уважительные подходы во взаимодействии с детьми и их родителям;
- гибко и вариативно используются методы образовательного процесса и формы организации детей;
- созданы условия для участия детей с особенностями психофизического развития в различных видах детской деятельности совместно со сверстниками;
- налажена работа по созданию детского коллектива, сплочению сообщества родителей по поддержанию доброжелательных взаимоотношений в системе «родитель-ребенок-педагог».
свернуть