Школа – территория здоровья

 

ПРОЕКТ «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

 

Ты счастлив завтра, если думаешь о здоровье сегодня

Информация государственного учреждения образования «Средняя школа №8 г. Лиды имени В.Ф. Казакова» о выполненной работе по здоровьесбережению обучающихся за 2022 год

развернуть

Безопасность и здоровье является приоритетным направлением государственной политики в сфере образования. Так как для любого государства именно безопасность и здоровье выступают мерой качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности.

Стратегической целью образования является создание образовательной среды, способствующей укреплению и формированию здоровья, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасной жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья.

В государственном учреждении образования «Средняя школа №8 г. Лиды» (далее СШ №8 г. Лиды) обучается 1623 учащихся, работают педагоги и технический персонал. Поэтому нет важнее задачи для коллектива, чем обеспечение безопасных условий проведения образовательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся.

Система работы по созданию здоровых и безопасных условий пребывания представлена изучением нормативных документов; укреплением материально-технической базы; обучением безопасным условиям жизнедеятельности; информационно-просветительской деятельностью в области охраны труда; созданием безопасных условий в образовательном процессе.

Основными направлениями деятельности в учреждении образования являются: просветительское, медицинское, диагностическое, психолого-педагогическое, спортивно-оздоровительное направление.

Пропаганда здорового образа жизни, просветительская работа с учащимися осуществляется через проведение классных и информационных часов, через проведение уроков биологии, ОБЖ, географии, физической культуры и здоровье.  Осуществляется совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактики наркомании, алкоголизма, курения.

В 2022 году организована работа по формированию правовой культуры, профилактике преступлений и правонарушений среди учащихся. Обеспечена информационно-профилактической работа в рамках проведения недель профилактики вредных зависимостей, акций, декад правовых знаний, единых дней профилактики:

с 15.09.2022 по 22.09.2022 неделя правовых знаний, профилактики вредных зависимостей «Выбирай ПРАВОсознательный путь».

С 25.10.2022 по 30.10.2022 года неделя профилактики алкогольной зависимости «Будущее в моих руках!».

С 07.04.2022 по 11.04.2022 весенняя антинаркотическая акция  «Миссия – жить!», с 23.04.2022 по 28.04.2022 года правовая акция «ПРАВОзнание: думай, решай, выбирай». Специалистами СППС обеспечено ежемесячное проведение единых дней профилактики правонарушений (каждая третья среда месяца) с участием инспектора Лидского РОВД Буткевича О.Т., представителей иных структур: «Влияние употребления алкоголя и наркотиков на организм подростков», «Заведомо ложный вызов: к чему это может привести», «Безопасная жизнь», «Вейпиг - опасное увлечение» (профилактика использования электронных сигарет), «Мелкое воровство - большое преступление», «Ответственность учащихся за противоправные действия», «Цена зависимости – ЖИЗНЬ» (профилактика противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, профилактика их потребления), «Профилактика воровства  в подростковом возрасте». Охват учащихся I-XI классов постоянно действующими формами воспитания правовой культуры составил 100 %.

В рамках психолого-педагогического направления обеспечена адаптация учащихся на разных этапах обучения, организация коррекционной помощи. В учебной деятельности педагоги используют здоровьесберегающие технологии.

Особое внимание в 2022 году уделялось вопросам сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся, работе по профилактике гемблинговой, кибернет- и др. видов зависимости среди детей и подростков, выявлению несовершеннолетних, требующих психологической помощи. Еженедельный мониторинг нахождения учащихся в социальных сетях, изучение их интересов, круга общения позволили своевременно выявить имеющиеся проблемы в поведении несовершеннолетних, оказать необходимую педагогическую и психологическую помощь, предотвратить попадание детей и подростков под влияние деструктивных групп, игр, организаций.

Проведённая работа по профилактике риска суицидального поведения детей и подростков способствовала снижению количества учащихся, имеющих высокий уровень тревожности (16 чел. - на начало года, 0 чел. – на конец года по результатам проведённых диагностик), коррекции детско-родительских отношений по результатам обследования психологического климата в семьях учащихся, уменьшению количества детей и подростков, имеющих низкий социометрический статус в классном коллективе.

С целью формирования правовой культуры, основ безопасной жизнедеятельности учащихся организована работа молодёжного отряда охраны правопорядка, отряда ЮИД «Весёлое колесо», отряда юных помощников милиции «Стрела».  В ходе деятельности обеспечено тесное взаимодействие с сотрудниками межведомственных организаций: ОГАИ Лидского РОВД, Лидским РОЧС, Лидской спасательной станцией ОСВОД. 

На систематической основе организуются встречи классных коллективов с сотрудниками ГАИ Лидского РОВД: 24.09.2022 встреча учащихся II классов «Соблюдаем законы дорог» с инспектором ГАИ Нехведовичем П.С.; 09.09.2022, 14.10.2022, 11.11.2022, 20.12.2022, 19.01.2022, 28.02.2022 состоялись встречи учащихся с инспектором ДПС отдела ГАИ Лидского РОВД капитаном милиции Кушелем С.Н.

В рамках реализации диагностического направления в учреждении образования проводится мониторинг за состоянием здоровья учащихся, изучается внешкольная занятость учащихся, проводится анализ адаптации учащихся 1,5,10 классов.

В рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся 1-х классов проводилось изучение адаптации учащихся первых классов. Всего продиагностировано 123 учащихся. Исходя из результатов диагностического обследования, можно сделать вывод, что у большинства учащихся сформировано положительное отношение к школе, отношение к себе как к школьнику, ребята осознают важность и необходимость учения, принимают взрослого в качестве учителя, требованиям которого необходимо подчиняться. С высоким уровнем адаптации 109 учащихся (88%), со средним уровнем – 14 учащихся (11,3%), с низким уровнем адаптации и дезадаптированных учащихся не выявлено.

Анализ результатов диагностики учащихся 10 классов показывает, что адаптационный период для большинства школьников проходит успешно, психоэмоциональное состояние у большинства учащихся стабильное (98,86%).

Представленный медицинскими работниками анализ результатов медицинского осмотра среди учащихся 1-11 классов позволил выявить следующее: на 1 января 2022/2023 учебного года к основной группе здоровья отнесено -  998 учащихся, с подготовительной группой здоровья -18 учащихся. К СМГ отнесены 34 учащихся, к ЛФК - 3 учащихся.

За последние три года наблюдается стабильный показатель учащихся, имеющих хронические заболевания. 237 учащихся (18,7%) с нарушением зрения, 193 (15,28%) учащихся с заболеваниями костно-мышечной системы. Заболевания сердечно-сосудистой системы у 155 учащихся (12,2%), нарушения осанки – 123 учащихся (9,7%), заболевания дыхательной системы – 116 (9,1%).  

 Спортивно-оздоровительное направление предусматривает проведение спортивно-массовых мероприятий с целью профилактики заболеваний, привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию основ здорового образа жизни.

В целях обеспечения дополнительных возможностей по организации занятости учащихся на постоянной основе организована работа 29 объединений по интересам с численностью 396 учащихся. В шестой школьный день организована работа 11 объединений по интересам, в которых занимаются 163 учащихся – 41,2 % от общего числа учащихся, зачисленных в объединения по интересам. Сохранение и укрепление здоровья учащихся осуществляется посредством участия в конкурсах, олимпиадах, конференциях, мероприятиях,

Реализация медицинского направления в учреждении образования осуществляется в соответствии с санитарными требования и нормами для организации воспитания и обучения детей. Осуществляется непрерывное взаимодействии с медицинскими работниками, обеспечено проведение обязательного медицинского обследования учащихся. Кроме того, медицинские работники ежегодно участвуют в работе педагогических советов (Протокол от 30.08.2022), выступают на родительских собраниях (Протокол от 27.02.2023 №2). В рамках проведения мер по обеспечению безопасного пространства школы в феврале 2023 года на общешкольном родительском собрании выступил медицинский работник Леошко Т.В. по теме «Состояние работы по обеспечению безопасного пространства обучающихся». Медицинские работники представляют информацию о состоянии здоровья учащихся и анализ паспорта здоровья учащихся с указанием конкретных рекомендаций обучающимся, присутствуют на школьных, спортивных мероприятиях, торжественных линейках, посвященных началу и окончанию учебного года, проводят лекции по темам формирования ЗОЖ с учащимися школы, ведут работу по иммунизации учащихся и педагогов, осуществляют контроль качества пищи в столовой.

С целью сохранения здоровьесберегающей среды в учреждении образования организовано дежурство педагогов и учащихся на перерывах. Педагоги систематически проводят мероприятия в режиме дня (подвижные перемены «Круг здоровья», физкультминутки, гимнастика для глаз и т.д).  Организация образовательного процесса (дозировка домашнего задания, учебная нагрузка, составление расписания) находятся на контроле администрации. Ведется системная работа по вовлечению учащихся в школьные оздоровительные лагеря (организована работа 7 лагерей).

Уделяется большое внимание укреплению материально-технической базы в учреждении образования. В 2022 году полностью переоборудован кабинет географии 307 (приобретена новая мебель, наглядность, дидактические материалы, средства технического обучения, карты, атласы), в шести кабинетах установлены солнцезащитные устройства. Данные меры позволили обеспечить выполнение требований к организации образовательного процесса, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся, тем самым обеспечивают выполнение реализации данного направления в учреждении образования.

На протяжении всего учебного года уделяется повышенное внимание к созданию безопасных условий жизнедеятельности обучающихся.

В начале учебного года и ежемесячно в течение учебного года проводится проверки состояния спортзала, учебных мастерских, кабинета физики, химии, информатики и других помещений школы на предмет выявления и устранения факторов, опасных для жизни, здоровья детей.  В учреждении образования постоянно ведется строгий контроль за соответствием инвентаря и учебного оборудования требованиям безопасности, за состоянием пришкольной территории.

В учреждении образования закреплены ответственные лица за осуществлением контроля по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся при организации образовательного процесса, во время перерывов между учебными (факультативными) занятиями, на уроках химии, физики, физической культуры и здоровья, трудового обучения, иных уроках и факультативных занятиях, в период проведения соревнований и внеурочных мероприятий. В школе установлена система видеонаблюдения. Налажен пропускной режим.

 

 

 

 

Информацию подготовил

заместитель директора

по учебной работе                                              С.М. Филипеня

 

свернуть

Перспективный план

развернуть

 Перспективный план мероприятий

в рамках реализации проекта «Школа – территория здоровья»

 № п/п

Содержание мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

  1. Общие организационные мероприятия:

 

1.1.

Издание приказа о внедрении проекта

Ноябрь 2018г.

Руководитель учреждения

Стельмах Л.М.

1.2.

Создание межведомственной рабочей группы, назначение координатора группы.

Ноябрь 2018г.

Руководитель учреждения

Стельмах Л.М..

1.3.

Разработка Положения о деятельности учреждения по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, размещение его на информационных стендах школы

Декабрь 2018г.

Заместитель директора по учебной работе Филипеня С.М.

1.4.

Разработка детального плана мероприятий по реализации проекта на текущий учебный год

Декабрь 2018г.

Заместитель директора по учебной работе Филипеня С.М.

1.5.

Размещение на сайте учреждения образования информации о проекте и мероприятиях в его рамках

Декабрь 2018г.

Заместитель директора по учебной работе Филипеня С.М.

1.6.

Ознакомление всех педагогических работников учреждения, обучающихся, законных представителей несовершеннолетних с проектом посредством проведения родительских собраний, классных часов, педсоветов

Декабрь 2018г.

Руководитель учреждения

Стельмах Л.М.

1.7.

Проведение соцопроса обучающихся и их родителей по внесению предложений в проект по вопросам улучшения здоровьесберегающей среды

Декабрь 2018г.

Классные руководители

1.8.

Организация и проведение конкурса среди обучающихся на лучший логотип проекта

Январь 2019г.

Классные руководители

1.9.

Проведение анкетирования:

- по определению уровня знаний по вопросам здорового образа жизни;

- по определению доли обучающихся, ведущих здоровый образ жизни, выявлению факторов риска, влияющих на состояние здоровья

Ежегодно

Классные руководители

1.10.

Проведение мониторинга соблюдения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Киселевецком детском саду средней школе

Ежегодно при проведении плановой проверки

Врач - гигиенист

2. Мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающих условий в учреждении, организации гигиенического обучения и воспитания, питания обучающихся

2.1. Материально-техническое и кадровое обеспечение учреждения с целью решения здоровьесберегающих задач

 

Содержание, мероприятия

 Время проведения

 Ответственные

2.1.1.

Обновление в учебных кабинетах солнцезащитных устройств (жалюзями).

2019г

Заместитель директора по учебной работе Филипеня С.М.

2.1.2.

Оснащение учебных помещений современной ученической мебелью, конторками

2019-2021

Заместитель директора по учебной работе Филипеня С.М.

2.1.3.

При замене пришедшей в негодность мебели обеспечить приобретение мебели с наклонной поверхностью в начальные классы.

Ежегодно

Заместитель директора по учебной работе Филипеня С.М.

2.1.4.

Завершить работы по замене в учебных кабинетах обоев на отделку влагостойкими красками.

2020

Заведующие кабинетом

2.1.5.

Оборудовать кабинет обслуживающего труда для девочек.

2020

Заведующий кабинетом

2.1.6.

Замена в комбинированной мастерской  стульев

2020

Заведующий кабинетом

2.1.7.

Оборудование зон активного отдыха в рекреациях учреждения

2019

Заместитель директора по учебной работе Филипеня С.М.

2.1.8.

Оборудование на территории учреждения игровой зоны

2019

Заместитель директора по учебной работе Филипеня С.М.

2.1.9.

Замена ограждения учреждения

2019

Заместитель директора по учебной работе Филипеня С.М.

2.1.10

Приобретение шагомеров в количестве 10 шт. для определения объема двигательной активности обучающихся

Создать группы среди учащихся 5-11 классов, педагогов  с мониторинговым наблюдением ежемесячно результатов двигательной активности (ходьба пешком с помощью шагомеров)

 

 

2.1.11

Приобретение дополнительных световозвращающих жилетов10 шт

2019

Заместитель директора по учебной работе Филипеня С.М.

2.1.12

Разметка территории школы для подвижных игр

2019

Заместитель директора по учебной работе Филипеня С.М.

2.1.13

Оформление учебных кабинетов плакатом «Сиди правильно»

2019

Заведующие кабинетами

2.1.14

Организация повышения квалификации педагогических работников по вопросам здоровьесбережения

ежегодно

Заместитель директора по учебной работе Филипеня С.М.

2.1.15

Разработка плана озеленения территории учреждения образования

ежегодно

Заместитель директора по учебной работе Филипеня С.М.

2.1.16

Приобретение  спортинвентаря, игрового инвентаря согласно плана работы.

ежегодно

 

Учителя физической культуры и здоровья

2.1.17

Приобрести оборудование для проведения флэшмобов в фойе.

2020

Заместитель директора по учебной работе Филипеня С.М.

2.1.18

Обеспечения наличия во всех кабинетах для учащихся 5-11ученической мебели 2-3 размеров

Ежегодно

август

Заместитель директора по учебной работе Филипеня С.М.

2.1.20

Оформить информацию (памятки, информация на сайте и др.) для педагогических работников, родителей и учащихся по профилактике нарушений осанки.

Обеспечить проведение с педагогами обучающих совещаний по профилактике нарушений осанки.

ежегодно

Заместитель директора по учебной работе Филипеня С.М.

2.2. Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:

2.2.1.

Проведение ежегодных медосмотров обучающихся, выявление отклонений, осмотр специалистами по показаниям здоровья, анализ состояния здоровья

Ежегодно

Фельдшер школы

2.2.2.

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации образовательного процесса

Ежегодно

Администрация учреждения

2.2.3.

Организация образовательного процесса (расписание уроков, перемен, режимные моменты группы продлённого дня, нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий и др) в соответствии с требованиями санитарных правил

Ежегодно

Заместитель директора по учебной работе Филипеня С.М.

2.2.4.

Создание комфортных условий для пребывания учащихся в школьных помещениях: обеспечение питьевого, теплового, светового режимов, оформление и оборудование школьных помещений, реализация целевой программы «Зеленая школа»

Ежегодно

Педагогический коллектив

2.2.5

Проведение Дней регулирования и коррекции:

Здоровье наших детей

Домашнее задание глазами учащихся

 

Сентябрь

Ноябрь

Заместитель директора по учебной работе Филипеня С.М.

.

Проведение на базе школы спортивных праздников, конкурсов, олимпиад, туристических слетов, направленных на формирование здорового образа жизни с активным привлечением родителей учащихся и социальных партнеров

Ежегодно

Педагогический коллектив

2.2.6.

Проведение «Дней здоровья»

Ежемесячно

Педагогический коллектив

2.2.7.

Продолжение использования методик по профилактике нарушений зрения и нарушений осанки

Ежегодно

Педагогический коллектив

2.2.8.

Проведение мероприятий по оптимизации двигательного режима

Ежегодно

Педагогический коллектив

2.2.9.

Оказание психологической помощи детям с повышенным уровнем школьной тревожности

Ежегодно

Педагогический коллектив

2.2.10

Организовать на базе школы занятия для учащихся , отнесённых специальной медицинской группе

Ежегодно

сентябрь

Заместитель директора по учебной работе Филипеня С.М.

2.2.11

Организация и проведение гигиенического обучения и воспитания педагогов, родителей и обучающихся

Ежегодно

Педагогический коллектив

2.2.12

Обеспечение контроля со стороны классных руководителей по недопущению использования мобильных телефонов, планшетов для выхода в интернет и игры учащимися на переменах

Ежегодно

Педагогический коллектив

2.2.13

Обеспечение контроля за выполнением запрета курения табака в здании учреждения и на ее территории

Ежегодно

Педагогический коллектив

2.2.14

Оказание помощи и социальной защиты детям, находящимся под опекой, с ограниченными возможностями, обучающимся на дому

Ежегодно

Педагогический коллектив

2.2.15

Создание фотоотчета школы в сфере охраны и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни

Ежегодно

Педагогический коллектив

2.2.16

Определить списочно индивидуально в разрезе каждого класса участие детей в реализации каждой формы физического воспитания (дополнительное, факультативное, самостоятельное).

 

Ежегодно

сентябрь

Заместитель директора по учебной работе Филипеня С.М.

2.2.17

Провести анализ (цифровой) в разрезе каждого класса в динамике за 10 лет по участию детей реализации каждой формы физического воспитания (дополнительное, факультативное, самостоятельное).

Ежегодно

Педагогический коллектив

2.3. Мероприятия по улучшению питания обучающихся:

2.3.1

Продолжить осуществление постоянного ведомственного контроля за соблюдением санитарно-противоэпидемического режима на пищеблоке.

Ежегодно

 

Заместитель директора по учебной работе Филипеня С.М.

2.3.2.

Заменить изношенные стеллажи для хранения и сушки столовой посуды на пищеблоке;

2019

Заместитель директора по учебной работе Филипеня С.М.

2.3.3.

Оборудование раздаточных в групповых помещениях детского сада дверями.

2021

Заместитель директора по учебной работе Филипеня С.М.

2.3.4.

Приобретение и замена жарочного шкафа.

2020

Заместитель директора по учебной работе Филипеня С.М.

2.3.5

Установить  электросушилки в гигиенические комнаты

2019

Заместитель директора по учебной работе Филипеня С.М.

2.3.6

Оформить информацию (памятки, информация на сайте и др.) для педагогических работников, родителей и учащихся по организации рационального питания.

Ежегодно

Заместитель директора по учебной работе Филипеня С.М.

2.3.7

Проведение анкетирования среди родителей по организации питания в учреждении.

2 раза в год

Заместитель директора по учебной работе Филипеня С.М.

2.3.8

Размещение  на сайте учреждения обобщенных результатов анкетирования среди учащихся и родителей.

В течение реализации проекта

Заместитель директора по учебной работе Филипеня С.М.

2.3.9

Разработка презентационных материалов по пропаганде рационального питания среди учащихся, педагогов, родителей.

В течение реализации проекта

Педагогический коллектив

2.4. Дополнительные мероприятия, проводимые в мониторинговых классах. Анализ динамики состояния здоровья обучающихся в процессе обучения

2.4.1.

Проведение ежегодных медосмотров обучающихся с организацией выездов специалистов в школу в соответствии с разработанным графиком, составление карточек здоровья обучающихся

Ежегодно

 Фельдшер школы

2.4.2.

Проведение контрольного взвешивания ученических ранцев (рюкзаков) с фиксацией измерений в протоколе

1 раз в четверть

Классные руководители

2.4.3.

Проведение оценки использования сменной обуви на ее соответствие установленным требованиям с фиксацией в протоколе

1 раз в четверть

Классные руководители

2.4.4.

Определение объема двигательной активности с помощью шагомеров

1 раз в месяц

Классные руководители

2.4.5.

Мониторинг состояния здоровья обучающихся по состоянию на начало учебного года: составление итогового отчета по заболеваниям, группам здоровья; выделение «группы риска» (дети с избыточной массой тела, с нарушениями остроты зрения, осанки, плоскостопием)

Ежегодно

 

Педагогический коллектив

2.4.6.

Оформление творческих портфолио учащихся (по разделу здорового образа жизни) индивидуально либо по классам.

Ежегодно

 

Педагогический коллектив

2.4.7

Оформление уголков по здоровому образу жизни в классах

2019

Педагогический коллектив

2.5. Оценка эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий

2.5.1.

Проведение оценки эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий

2022

Руководитель учреждения

Стельмах Л.М.

2.5.2.

Видеопрезентация проведенных в течение учебного года мероприятий

2022

Классные руководители

свернуть

Проект "Школа - территория здоровья"

развернуть

1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

«ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

Место реализации проекта

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 8 г. Лиды имени В.Ф. Казакова»

Главная идея проекта

Организация совместной деятельности педагогов и обучающихся, родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры здорового образа жизни

Сроки реализации проекта

2019-2022 гг.

Участники проекта

 

Принципы

  • Культурологический подход: приобщение обучающихся к культуре гигиены.
  • Деятельный подход: игровой, творческий.
  • Дифференциация: учет специфических позиций детей, учет их физического развития.
  • Комплексный подход: использование профилактических и оздоровительных технологий.

Информационное обеспечение проекта

Сайт учреждения  и информационный стенд.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Профилактический проект «Школа – территория здоровья» (далее – проект) разработан в целях реализации мероприятий государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 14.03.2016 №200.

Проект предусматривает реализацию структурированного 
и систематического плана действий, нацеленных на улучшение здоровья, благополучия и развития социального потенциала всех обучающихся. Среда учреждения образования рассматривается как важная область для укрепления здоровья и получения знаний о здоровье.

2. ОБОСНОВАНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

За последние десятилетия произошли значительные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков, характеризующиеся ростом распространенности функциональных расстройств и хронических болезней, ухудшением показателей физического развития, увеличением распространенности поведенческих факторов риска. Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков приводят к таким негативным социальным последствиям, как неготовность к школьному обучению, ограничения профессиональной пригодности и к службе в армии, нарушения формирования и реализации репродуктивного потенциала и др.

К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья обучающихся относятся неполноценное питание,недостаточная двигательная активность организма с ограничением темпа и объёма движений, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе.

Наиболее агрессивными факторами, которые на современном этапе значимо влияют на формирование здоровья обучающихся, являются: высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации. Эти психотравмирующие факторы в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывают выраженное стрессорное воздействие на развивающийся организм.

Отмечается увеличение в динамике обучения частоты встречаемости функциональных отклонений сердечно-сосудистой системы, эндокринно-обменных расстройств, нарушений зрения, в основном миопии. Этот процесс только усугубляется к завершению обучения в школе.

Значимой причиной ухудшения состояния здоровья обучающихся является также несознательное и безответственное отношения к своему здоровью, что указывает на недостаточную эффективность гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей 
и подростков умений и навыков здорового образа жизни.

Среди подростков в современных условиях нашли широкое распространение рисковые (протестные) формы поведения: курение, алкоголь, наркотики, ранняя сексуальная активность, т.е. те факторы, которые ВОЗ рассматривает как ключевые индикаторы здоровья.

Школа – это учреждение, в котором деятельность по охране здоровья обучающихся и формированию у них мотивации к ведению здорового образа жизни дополняет образовательные задачи и должна стать не менее приоритетной.

Очевидно, что возможности школ в деле сохранения и укрепления здоровьяобучающихся не ограничиваются введением в образовательную программу уроков, посвященных здоровому образу жизни. Учреждения образования обладают огромным потенциалом, который нужно стремиться реализовать в полном объеме. Мероприятия должны реализовываться без ущерба образовательному процессу.

Целевой группой, для которой разработан данный проект, являются все обучающиеся государственного учреждения образования «Средняяшкола № 8 г. Лиды», так как формирование ответственного поведения, заинтересованность в собственном здоровье, мотивация к ведению здорового образа жизни актуальны для всех.

Проектом предусмотрены как общие мероприятия для всех обучающихся, так и с учетом возрастных категорий, а также «групп риска», т.е. обучающихся, уже имеющих нарушения состояния здоровья.

Цель проекта: создание модели здоровьесберегающей образовательной среды учреждения путем интеграции педагогических, информационных, интеллектуальных и материально-технических ресурсов.

Задачи:

  • Создать условия для повышения компетентности обучающихся в вопросах здоровья и здорового образа жизни и формирования у обучающихся устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни;
  • Создать систему содержательного, информационного, материально – технического обеспечения агитационной и пропагандистской ра­боты по приобщению подрастающего поколения, педагогов, законных представителей, обучающихся к здоровому образу жизни;
  • Создать в учреждении   оптимальный двигательный режим для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;
  • Укрепление связей с родителями, активное их привлечение к работе по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

В здании ГУО «Средняя школа № 8 г. Лиды» созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда, строго соблюдается санитарно-гигиенический режим.

 Уроки физической культуры и здоровья в холодное время года проводятся в спортивном зале, а в теплое время - на уличных спортивных плоскостных сооружениях.

Имеются кабинет дефектолога, психолога, социального педагога с необходимым оборудованием.

В учреждении используется естественное левостороннее и искусственное люминесцентное освещение. Естественное освещение и его надлежащий уровень важны в связи с тем, что свет обладает высоким биологическим действием, способствует росту и развитию организма, обеспечивает нормальную работу зрительного анализатора. Для искусственного освещения используются люминесцентные лампы. Для учреждения характерно озеленение учебных кабинетов, классных комнат.

Бесплатное горячее питание получают все учащиеся. Работает столовая , позволяющая организовывать горячие обеды в учебное время. Учащиеся принимают пищу согласно утвержденному графику.

В период с сентября по июнь месяц пища витаминизируется витамином «С».

Продолжительность учебных занятий – 45 минут, в I классе – 35 минут. Перемены организованы в соответствии с требованиями санитарных правил.

В учреждении открыт пункт коррекционно-педагогической помощи, где занимаются обучающихся с нарушениями речи.

Ежегодно не менее чем для 70% обучающихся организовывается   оздоровление и отдых в пришкольном оздоровительном лагере и лагере труда и отдыха.

Значительное место в образовательном процессе занимает Одним из основных направлений деятельности учреждения является создание здоровых и безопасных условий, создание условий для формирования навыков здорового образа жизни, культуры здоровья.  В учреждении проводятся кинолектории, конкурсы рисунков, плакатов, игровые программы, встречи с представителями здравоохранения, тематические классные и информационные часы. В библиотеке учреждения организовываются выставки литературы по проблемам профилактики алкогольной, никотиновой, наркотической зависимости.

Особое внимание уделяется укреплению здоровья детей и формированию навыков здорового образа жизни через проведение спортивно-массовой работы: дни здоровья, спортивные праздники и акции. 

Проводятся мероприятия по предупреждению риска суицидального поведения детей и подростков: тематические классные часы, выставка-конкурс рисунков «Заряжайся позитивом!», тренинги, психо-социальное анкетирование.

Однако в результате анализа общешкольной карты здоровья выделены ведущие формы патологий. К ним относятся заболевания опорно-двигательного аппарата, органов зрения. Наличие патологий является одной из причин сниженной работоспособности и повышенной утомляемости учащихся.

Статистика нарушения здоровья обучающихся

п/п

Содержание

(показатели)

2017/2018

2018/2019

Кол-во

%

Кол-во

%

1

Практически здоровы

43

37%

19

18%

2

Имели отклонение в здоровье:

74

63%

87

82%

- органов зрения

11

9%

18

17%

- сердечно-сосудистых заболеваний

11

9%

8

8%

- опорно-двигательного аппарата

25

21%

21

20%

- органов дыхания

1

1%

9

9%

- органов пищеварения

2

2%

5

5%

- нервно-психических заболеваний

- другие

3

Количество часто болеющих детей

7

6%

6%

Данные по группам здоровья

- основная

102

79%

69

65%

- подготовительная

21

15%

31

28%

- ЛФК

- СМГ

7

5%

6

7%

-освобождены от занятий по физической культуре

4

Вредные привычки школьников:

- курение

5

4%

3

3%

- употребление алкоголя

7

Травматизм в образовательном процессе

8

Охват учащихся школьным питанием

117

100%

106

100%

9

Распределение по группам здоровья:

- I группа

43

37%

19

18%

- II группа

52

44%

64

60%

- III группа

18

15%

21

20%

- IV группа

4

3%

2

2%

4. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА

  1. Функции медицинской службы:

  • анализ состояния здоровья обучающихся и факторов его формирующих;
  • работа по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни;
  • обеспечение динамического медицинского наблюдения за условиями обучения и воспитания учащихся;
  • профилактическая работа по сохранению здоровья учащихся с законными представителями ребенка, педагогическим коллективом;
  • совместно с администрацией разработка плана мероприятий по здоровьесбережению и его реализация в учреждения образования;
  • совместно с центром гигиены и эпидемиологии участие в мероприятиях по формированию здоровьесберегающей среды, соблюдению в учреждении санитарных норм, правил и гигиенических нормативов. 

 

  2. Функции администрации:

  • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
  • общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся в учреждении;
  • организация преподавания вопросов сбережения здоровья человека на учебных и факультативных занятиях;
  • организация и контроль учебных, факультативных занятий, спортивных секций по физической культуре и здоровью;
  • обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул;
  • разработка системы внеклассных мероприятий в шестой школьный день по укреплению физического здоровья обучающихся и ее контроль;
  • организация работы классных руководителей по программе сбережения здоровья и ее контроль;
  • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
  • обеспечение материально-технической базы для формирования здоровьесберегающей среды.

3. Функции классного руководителя:

  • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в учреждении;
  • организация и проведение в детском коллективе мероприятий по профилактике:

-  частых заболеваний учащихся;

- детского травматизма на дорогах;

- наркомании, токсикомании, табакокурения;

  • организация и проведение профилактических работы с родителями;
  • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;
  • организация и проведение:

- внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;

- исследования уровня физического и психофизического здоровья обучающихся;

- диагностика уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

4.Функции законных представителей несовершеннолетних обучающихся:

  • создание здоровьесберегающей среды в домашних условиях;
  • позиционирование родителями здоровьесберегающего образа жизни;
  • формирование в семье положительной мотивации к здоровьесбережению и ответственности за свое здоровье;
  • обеспечение своевременности медицинских осмотров и оздоровления детей;                                                                                          
  • взаимодействие с педагогическими работниками в вопросах сохранения и укрепления здоровья учащихся
  • поддержка обучающихся и помощь им в неблагоприятных психотравмирующих ситуациях в УО.

5. Функции обучающихся:

  • систематическое повышение уровня знаний по оценке и сохранению здоровья и соотнесение его с собственным опытом;
  • формирование мотивации и самостоятельный выбор в пользу здорового образа жизни;
  • самовоспитание стойких навыков и привычек по соблюдению правил личной и общественной гигиены;
  • выработка навыков общения, помогающих налаживать отношения, разрешать конфликты, отстаивать свои права.

5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Первый этап: Подготовительный (2018-2019)

  1. Оценка и анализ состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учреждении.
  2. Подготовка программно-методического обеспечения.
  3. Психолого-педагогическая подготовка кадрового состава.
  4. Ознакомление родителей и учащихся с проектом «Школа – территория здоровья»
  5. Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями города для реализации проекта «Школа – территория здоровья»

Второй этап: Практический (2019-2021). Реализация проекта «Школа – территория здоровья».

  1. Проведение заседаний Педагогического совета учреждения;
  2. Посещение и взаимопосещение учебных и факультативных занятий,
  3. Создание методической копилки опыта;
  4. Мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в учреждении;
  5. Сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению;
  6. Контроль за организацией образовательного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
  7. Коррекция проекта «Школа – территория здоровья» по итогам реализации.

Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (2021-2022).

  1. Анкетирование родителей, обучающихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации проекта.
  2. Сравнение медицинских показателей состояния здоровья учащихся до и после реализации проекта «Школа – территория здоровья»
  3. Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у учащихся учреждения на здоровый образ жизни.
  4. Обсуждение итогов реализации проекта «Школа – территория здоровья» в коллективе педагогов, родителей, учащихся.
  5. Публикации, распространение опыта.

6. МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам учреждения необхо­димо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

Для этого нами создана прогнозируемая модель личности обучающегося:

Модель выпускника

первой ступени общего среднего образования

Модель выпускника

второй ступени общего среднего образования

Модель выпускника

третьей ступени общего среднего образования

  • знание основ личной, гигиены, выполнение правил гигиены;
  • владение основами личной гигиены и здорового образа
  • знание основ строения и функционирования организма человека;
  • знание изменений в организме человека в пубертатный период;
  • умение оценивать свое физическое и   психическое состояние;
  • знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека;
  • поддержание физической формы;
  • телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости;
  • гигиена умственного труда
  • стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье;
  • убеждение в пагубности для здоровья и   дальнейшей жизни вредных привычек;
  • знание различных оздоровительных систем;
  • умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека;
  • способность вырабатывать индивидуальный образ жизни;
  • гигиена умственного труда.

 7. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В результате реализации мероприятий проекта планируется достигнуть:

  • повышения уровня знаний по вопросам здорового образа жизни, профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний (определение путем проведения социологического исследования (анкетирования);
  • повышения доли подростков, ведущих здоровый образ жизни (определение методом проведения социологического исследования (анкетирования);
  • улучшения показателей здоровья;
  • снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ;
  • отсутствие динамики распространенности школьнообусловленных болезней (по нарушениям остроты зрения, осанки);
  • увеличение численности обучающихся, у которых на основании данных профилактических осмотров регистрируются благоприятные изменения в показателях комплексной оценки состояния здоровья;
  • индикаторами мониторинга состояния здоровья всех обучающихся будет служить оценка состояния здоровья всех обучающихся: учащихся 1-11 классов;

 8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

Эффективность проекта в целом оценивается по следующим критериям:

  • соответствие разработанного плана фактическому выполнению;
  • благоприятные изменения показателей здоровья;
  • соответствие показателей образовательной среды существующим нормам. 

9. БАЗОВЫМИ КОМПОНЕНТАМИ НА ВСЕХ СТУПЕНЯХ ЯВЛЯЮТСЯ:

  • формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
  • формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
  • формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
  • формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

 МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА

Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности.  Общее руководство осуществляет совет учреждения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

Медицинское направление предполагает:

  • создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
  • составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
  • проведение физкультминуток, динамических перемен;
  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом расписания, режима дня;
  • четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния учреждения;
  • планомерная организация питания учащихся;
  • проведение обязательного медицинского обследования.

Просветительское направление предполагает:

  • организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
  • организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
  • пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, основы безопасности жизнедеятельности, физической культуры и здоровья).

Психолого-педагогическое направление предполагает:

  • использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности;
  • предупреждение проблем развития ребенка;
  • üбеспечение адаптации на разных этапах обучения;
  • развитие познавательной и учебной мотивации;
  • формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
  • совершенствование психолого - медико - педагогической деятельности;
  • организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

  • организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
  • привлечение системы объединений по интересам, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
  • широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров учреждения к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

Диагностическое направление предполагает:

  • проведение мониторинга за состоянием здоровья обучающихся;
  • анализ адаптации воспитанников дошкольных групп. Учащихся 1.5.10 класса.
  • режим дня, бытовые условия;
  • внешкольная занятость дополнительными занятиями.

12. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ:

  1. Убеждение обучающихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
  2. Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
  3. Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
  4. Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
  5. Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
  6.  Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
  7. Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.
  8. Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
  9. Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в учреждении и вне его.
  10.  Обучение детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
  11. Создание комфортной атмосферы в учреждении и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
  12. Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощии навыкам выживания в экстремальных условиях.

 ФОРМЫ РАБОТЫ:

1.Учет состояния детей:

  • анализ состояния здоровья (результаты медицинского обследования);
  • определение группы здоровья и группы для занятий физической культурой и здоровьем;
  • учет посещаемости занятий (анализ заболеваемости);
  • контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

  • организация работы спортивных секций, кружков, клубов;
  • динамические паузы;
  • индивидуальные занятия;
  • дни здоровья;
  • физкульминутки для учащихся при проведении учебных занятий;
  • организация оздоровления обучающихся.

3. Образовательный процесс и внеклассная работа:

  • праздники, развлечения, занятия физкультурно- оздоровительной направленности в дошкольных группах;
  • открытые уроки учителей физической культуры и здоровья, основ безопасности жизнедеятельности;
  • открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности, спортивные секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис.

14.ФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:

  • Публичные отчеты рабочей группы (промежуточный, итоговый).
  • Программы, методические рекомендации по формированию ЗОЖ
  • Фото - и видеоотчеты о проведенных мероприятиях
свернуть

Реализация проекта "Школа - территория здоровья"

развернуть

Компьютер, мобильный телефон и дети

развернуть

Сегодняшняя жизнь немыслима без компьютеров и мобильной связи. Ими пользуются повсюду и взрослые, и дети. Компьютеры прочно вошли в школьную систему обучения. Они помогают ребенку увеличивать объем информации, активизируют его познавательную деятельность, расширяют кругозор.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Наряду с несомненной пользой и преимуществом компьютера, бессистемное и длительное просиживание за ним, несоблюдение мер защиты и безопасности может принести огромный вред растущему детскому организму и вызвать с его стороны ряд неблагоприятных реакций. Речь идет, прежде всего, о центральной нервной системе (ЦНС), зрительном анализаторе, опорно-двигательном аппарате, нормальное развитие которых может быть нарушено. Так как утомляются не только глаза, но и ЦНС (ритмичность сигналов может спровоцировать приступы до доли секунд перерывов в сознании или приступ дурноты, удушенья).

В основе возникновения таких расстройств лежит повышенная судорожная готовность детского организма. Известны случаи  «телевизионной эпилепсии» у детей и подростков.

Психологи предупреждают «о наркотическом»,  затягивающем влиянии компьютерных игр, о возможности агрессивного, безжалостного поведения ребенка под их воздействием.

Изменения со стороны функционального состояния ребенка зависят от возраста: чем меньше возраст,  тем ребенок более подвержен вредному влиянию компьютера.

Особая нагрузка приходится на зрение. Если ребенок подолгу, без перерыва не отрывается от монитора, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.

В ходе общения с компьютером детям приходится решать постепенно усложняющиеся пространственные и логические задачи. А это требует значительного умственного и зрительного напряжения, поскольку на довольно близком расстоянии приходится рассматривать на экране мелкие буквы, рисунки, цифры, шрифты. Периодически переводя взгляд с экрана на клавиатуру, ребенок постоянно перестраивает систему аккомодации глаза (способность глаза приспособляться к рассматриванию предметов на различных расстояниях). Это вызывает напряжение глазных мышц, которые усиливаются световой пульсацией экрана. Добавим сюда и статичную позу, которая увеличивает нагрузку на позвоночник и снижение двигательной активности. Это приводит к искривлению позвоночника, сколиозу, раннему заболеванию мышц, суставов и т.п.

 КАК ЖЕ ПРЕДОТВРАТИТЬ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ?

 Прежде всего, надо обратить внимание на технические характеристики монитора.

Предпочтение следует отдавать жидкокристаллическим мониторам или мониторам с антибликовым и антистатическим покрытием.

Хотя современные мониторы и отвечают всем стандартам безопасности, необходимо соблюдать требования к рабочему месту пользователя компьютером. Они включают:

Площадь помещения на одного человека – не менее 6 м² для мониторов с электронно-лучевой трубкой и 4,5 м² – для жидкокристаллических.

Освещенность экрана должна быть равна освещенности помещения. Естественное освещение должно быть боковым; искусственное освещение желательно голубоватого цвета. Рекомендуется окраска стен в голубой цвет.

Для защиты от электромагнитных и электростатических полей целесообразно применять специальные экраны и другие сертифицированные средства.

Необходимо обеспечить отсутствие бликов на экране монитора.

Монитор должен находиться на расстоянии 40-75 см от глаз, а центр экрана на 15-20 см ниже их уровня.

Клавиатура располагается на расстоянии 10-30 см от края стола таким образом, чтобы пальцы находились на уровне запястий, параллельно полу, плечи были расслаблены.

Положение тела должно быть удобным, спинка стула наклонена назад под углом в несколько градусов, форма спинки соответствовать естественным изгибам позвоночника. Целесообразно использование специальной мебели.

Для снятия утомления рекомендуется делать перерыв на 5-10 мин. через каждый час работы (максимально допустимая продолжительность непрерывной работы за монитором компьютера не должна превышать 2 часа), отвлечься от экрана, размяться, выполнить гимнастику для глаз. Возможно использование специальных очков с хроматическим покрытием, которые повышают контрастность изображения и снижают утомляемость во время работы.

Периодически посещать окулиста.

Следует строго придерживается следующих временных нормативов пребывания ребенка за компьютером:

Возраст ребенка

Время за компьютером

5-6 лет

7 минут

6-7 лет

10 минут

Учащиеся начальных классов

15 минут

Учащиеся 5-7 классов

20 минут

Учащиеся 7-9 классов

25 минут

Учащиеся 9-10 классов

40 минут

На сдвоенном уроке

30 минут на 1 уроке,

30 минут на 2 уроке

Учащиеся 11 классов

Не более 3 часов

МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН

Не меньшую опасность для организма ребенка представляет мобильный телефон при неправильном пользовании им вследствие электромагнитных излучений. Излучение проникает в голову по-разному у взрослых и детей.

Многочисленные исследования показывают, что длительные и частые разговоры по мобильному телефону приводят к определенным отклонениям в состоянии здоровья даже у взрослых людей: повышению артериального давления, головной боли, нарушению сна и памяти, возникновению телефонной зависимости, тревоги и ухудшению общего самочувствия.

Сегодня дети и подростки активно пользуются сотовой связью. Разговаривая по мобильному телефону, они длительное время подвергают электромагнитному облучению головной мозг, сложные нервные образования во внутреннем ухе, обеспечивающие нормальную деятельность слухового и вестибулярного анализаторов, а также сетчатку глаза.

Дети и подростки относятся к группе повышенного риска неблагоприятного воздействия на здоровье электромагнитных излучений сотовых телефонов. При частом пользовании мобильными телефонами у них отмечается: ухудшение памяти, снижение внимания  и умственных способностей, раздражительность, нарушение сна, повышение эпилепсической готовности. Возможны отдаленные последствия: опухоли центральной нервной системы, болезнь Альцгеймера, депрессивный синдром и др.

Во избежание таких последствий родителям следует научить детей, особенно в возрасте до 14 лет, пользоваться аппаратами мобильной связи лишь в случае необходимости, прислушаться самим и детям к следующим советам специалистов:

Ограничить доступ детей к сотовой связи.

Находиться на расстоянии не менее 1 м от человека, говорящего по сотовому телефону.

Избегать разговоров по мобильнику в автобусе, метро, поезде, во время движения, а также     в местах, где нет устойчивого сигнала.

Предпочитать сообщения в формате SMS.

Сокращать суммарное время общения по телефону до 15 мин в день.

Каждый разговор не должен превышать 1мин., а перерыв после него – как минимум 5 мин.

Не носить телефон в нагрудном или кармане брюк, на ремешке, лучше – в сумке.

Не подносить телефон к уху, пока вызываемый абонент не снял трубку.

Во время разговора использовать гарнитуру «свободной руки».

На ночь выключать или класть мобильник на расстоянии не менее 1м от  головы.

Во время разговора держать аппарат обязательно за нижнюю часть. Держа телефон в кулаке, вы увеличиваете мощность излучения аппарата на 70%, и тем самым увеличиваете облучение мозга.

Не использовать сотовый телефон лицам, страдающим заболеваниями неврологического характера, включая неврастению, психопатию, неврозы, эпилепсию и навязчивые, истерические расстройства.

Все эти меры защитят наших детей от вредного воздействия электромагнитных излучений на детский организм. 

 

свернуть

Нарушение зрения у детей и подростков

развернуть

Одним из самых драгоценных органов человека можно назвать глаза, ведь именно зрение позволяет видеть, писать, читать, рисовать, познавать окружающий мир! Хорошее от рождения зрение – бесценный дар, который нужно беречь, а если возникают проблемы – их незамедлительно необходимо решать. Профилактика нарушения зрения важна в любом возрасте, но особенно – в школьном.

Период функциональной неустойчивости органа зрения как раз совпадает с возрастом поступления ребенка в школу – 6-7 лет; около 4-5% детей уже имеют проблемы со зрением ещё до начала периода обучения. Помимо этого, учебный процесс связан со значительным возрастанием нагрузки на глаза: так, объем зрительной нагрузки у младших школьников в среднем составляет 5-7 часов в день, у школьников среднего и старшего возраста – 8-10 часов в день. Если ребенок к тому же редко бывает на свежем воздухе, малоподвижен, часто болеет, то он входит в группу повышенного риска развития нарушений зрения.

Многочисленные исследования посвящены проблеме изучения расстройств зрения у школьников. При этом все исследователи отмечают общую закономерность – от младших классов к старшим происходит увеличение числа учащихся с близорукостью. С возрастом увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости. В связи с этим очень важна профилактика нарушений зрения у школьников.

Профилактика нарушений зрения – это комплекс несложных мероприятий, которые помогут сохранить его на должном уровне на долгие годы. Ключевые моменты профилактики зрения у детей следующие:

1. Разумные зрительные нагрузки. Как любой человеческий орган, глаза, от чрезмерных усилий и напряжения, утомляются и снижают эффективность своей работы, регулярное перенапряжение может привести к спазму глазных мышц, в результате чего глаза перестают отзываться на смену фокусного расстояния.

2. Контакт с компьютером и телевизором должен быть дозированным. Глазам нужно давать отдых! Одна из основных причин ухудшения зрения у детей – это отсутствие ограничения просмотра телевизора и времени, проведенного за компьютером. Оптимальное время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 25-30 минут для старшеклассников и 10 минут для младших школьников. После этого обязателен перерыв на 10 минут для разминки и гимнастики для глаз. Монитор должен стоять на расстоянии вытянутой руки ребенка. Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном.

3. Правильное чтение и письмо:

• необходимо исключить чтение в положении лежа;

• книга (тетрадь) должна быть расположена от глаз на расстоянии, равном длине предплечья (от локтевого сгиба до кончика пальцев);

• ребенок должен заниматься в хорошо освещенном месте, при этом источник света должен находиться слева и сверху от него

• при чтении необходимы короткие перерывы — не менее 3-5 минут.

4. В школе необходимо несколько раз в год пересаживать ребенка за разные парты, чтобы глаза не привыкали смотреть на доску только под одним углом.

5. Необходимо следить за осанкой: сидя за столом у ребёнка спина должна оставаться прямой, расстояние до книги или тетради 30-40 сантиметров (равное полусогнутой руке), нужно обязательно пользоваться подставкой для книг.

6. Активный образ жизни, сбалансированные физические нагрузки и свежий воздух – вот лучшая профилактика нарушения зрения у детей. Детям абсолютно необходим свежий воздух и солнечный свет ! 1,5-2 часа в день минимум ребенок должен проводить на улице. Полезны привычка делать простейшую утреннюю зарядку, занятия физкультурой и спортом

7. Здоровое питание. Для хорошего зрения полезны продукты с высоким содержанием витаминов А и С. Такие продукты, как творог, мясо, кефир, рыба, морковь, яблоки, курага, черника, смородина, обязательно должны присутствовать в рационе школьника.

свернуть
Ещё в этом разделе